Жизнь как медитация или Меч, висящий на волоске

Жизнь как медитация или Меч, висящий на волоскеКогда я привожу здесь слова всех великих гуру о том, что ум человека должен находиться «в состоянии здесь и сейчас» я, разумеется немножко утрирую.

Обычному человеку невозможно добиться постоянного пребывания ума в моменте настоящего. Ум, мышление вообще, только тогда и возможны, когда отправляются в далёкое путешествие — по направлению вектора прошлого или же в вектор будущего. Это называется абстрактным мышлением. Останови мы свой ум, и тут же станем вообще непригодны к этой жизни.

Это понятно, и этого никто от нас не требует. От обычного человека «требуется» (если здесь уместно говорить о каком-либо требовании вообще) только развить в себе умение останавливать ум… на время медитации. Вот и тренируйтесь всё время, чтобы в момент медитации «не подкачать».

Но что же нам делать с другим аспектом понимания термина «медитация»? Конкретно, как понимать рекомендацию превратить в медитацию всю жизнь? Разумеется, понимать следует не буквально.

«Быть в том, что ты делаешь, каждый миг» называют «жизнью-медитацией», но это нужно понимать исключительно как метафору. И чтобы не возникало ненужной злости и справедливой критики, что «так не бывает», я сейчас постараюсь объяснить смысл этой метафоры.

Ум-путешественник должен покидать момент настоящего, чтобы вообще что-то создавать — проекты, эскизы, стихи, отчёты и наставления. Но ум — лёгок, и его слишком далеко уносит ветром. Работа ума напоминает работу обывателя в Интернете. Интернет — полезная штука, когда нам нужно занырнуть в него на время и выудить оттуда то, что необходимо. А потом — назад, в реальность, в момент СЕЙЧАС. Но трудно остановить человека, попавшего в Интернет, ибо он начинает в нём СЕРФИНГОВАТЬ — от сайта к сайту, от ссылке к ссылке.

И вот что интересно, удовольствие от серфингования быстро скатывается в усталость, тоску, деперессию, раздражение… Начав с «интересной ссылочки», мы всегда почему-то переходим на какие-то дикие и мрачные ресурсы. Вчитываемся в шизофреническую ругань комментариев на ненужные нам статьи.

Наконец, когда мы отваливаемся, как пиявки, насосавшиеся дурной крови, от Интернета — можем ли мы ответить на вопрос: где мы были и что делали?

Нет, не можем. Дело в том, что Интернет — подражательное изобретение. Наше блуждание в нём подобно блужданию человеческого ума в пучинах прошлого и настоящего. Посмотрите на себя в интернете и Вы увидете картину своего ума, сомнамбулически плавающего по ментальным помойкам несуществующей виртуальности.

Вот поэтому великие мистики и учителя-гуру постоянно пытались вернуть человека к стопроцентному переживанию жизни. Это всё равно, что вернуть ученика на урок, когда он отвлёк себя созерцанием ворон, сидящих на дереве. Урок закончится, прозвенит звонок. А где ты был всё это время, неуч? Слышал ли ты вообще Учителя? И какой это был предмет?
Но как же нам это сделать?!

Мне в который раз надоели разговоры в пользу бедных и я перехожу прямо к сути дела. Собственно говоря, есть только один действенный способ, и его признавали не только на Востоке, сконцентрированным на медитации, но и в Средневековой Европе, сконцентрированной на идее Спасения Души. Этот способ назывался у нас, западных людей, МЕМЕНТО МОРИ. Выражение известное. Смысл же европейцам остался не ясен. Для чего «мементо мори» («помни о смерти»)? Зачем людей пугать? Ах, отстаньте!

И только Восток может внятно объяснить европейцу, зачем, в чём польза и как грамотно применять инструмент под названием «мементо мори». Это единственный способ прожить жизнь в постоянном осознании, прожить жизнь как медитацию.

В индуизме есть одна прекрасная притча, которая самым изящным и доходчивым образом проясняет этот момент.

Из неё можно извлечь сразу три урока. Расположим их в порядке возрастания значимости.

Урок первый.

Запомни, что каста кшатриев (воинов и правителей) на самом деле выше, чем каста браминов (жрецов и священников). Хотя в официальной системе каст — всё наоборот. Там выше брамина (блюстителя духовности) нет никого, и все касты (особенно воины-убийцы кшатрии) должны склонять перед ним голову. Но помни, что суетливый, живущий в миру и грехе воин — куда выше благостного брамина в белых одеждах.

Отголосок этого урока мы можем встретить в христианской притче о мытаре и фарисее. Там Иисус тоже ставит обычного сборщика налогов выше верховного жреца, служителя Храма. Почему — увидим из нашей притчи.

Похожие публикации

Оставить комментарий